frame

Привет, незнакомец!

Похоже, вы новенький! Присоединяйтесь к нам, кликнув одну из кнопок ниже!

Войти Регистрация

Трудно быть Богом (Стругацкие А. и Б.)

RasckoRascko старик Похабыч
отредактировано Май 2007 Раздел: Литературные обзоры
Стругацкие А. и Б. - "Трудно быть Богом"

Трудно быть богом. И еще трудней – оставаться человеком. Особенно тогда, когда ты вкладываешь в это слово иной, отличный от мнения окружающих смысл.

Классическое средневековье, темные времена, темными тонами полнится книга. Прогрессорская деятельность землян натолкнулась на крепкий орешек – нелегко проповедовать идеи светлого будущего в мире, где логика происходящего проста – «Будах – книгочей. Книгочей – на кол.» Все просто и серо, словно униформа нетрезвых штурмовичков орла нашего, дона Рэбы, меряющих коваными сапогами улицы Арканара. Вот только за незыблемой серой стеной видна гниль, пустота, которая так и просит заполнения. И находит ее – в черных отрядах Святого Ордена, коим беспредел штурмовиков – не более чем возня котят с клубочком, однако расчистившая дорогу для стремительного выхода на сцену новой силы. Мир, в котором сила – основное мерило власти, мера того, кто будет жить, а кто – умереть.

Прогрессорам слишком тяжел этот мир – в отличие от Саракша, здесь нету гипноизлучателей и толпы безумцев с одной стороны, выродков, неподконтрольных гипнозу – с другой. Есть просто мир, которым БЫЛА Земля. За добрый десяток веков до Полудня. В этом мире нет решения простого – взорвать башни, вывести людей из тьмы одним махом, показать зло властителей – и вот вам светлое настоящее, дорогие мои. А что будет, «ежели вашу подружку-учительницу распнут грязные монахи», ведь люди здесь не в светлом этом пресловуто приятном будущем не по мановению технических ухищрений, но просто потому, что еще не пришло время. И когда ему приходить – никто толком и не знает, но становится очевидным – колесо истории – не баранка, и вертеть ею нельзя, нельзя двигать бегунок на исторической ленте, которая, к тому же – анизотропна, как шоссе, над которым висит «кирпич».

Мир неоднозначен – как по факту, то и орел наш дон Рэба – не отьявленный негодяй – просто жесткий, изворотливый, подлый – но АБСОЛЮТНО АДЕКВАТНЫЙ для своего времени правитель – не время в Арканаре для мягких и слабых – слишком легко их сомнет широкая и распустившаяся буйным цветом серость. И пламенный революционер Арата Красивый – не сплошь позитивен. Как по факту – кроме восстаний он НЕ СПОСОБЕН ни на что. Только потом понимает он, что революция не изменит ничего, помощь ангелов с молниями только погрузит мир в пучину хаоса, что даже в самых светлых и чистых руках власть будет уничтожать – или уничтожат ее. Даже самый светлый и праведный лидер не бессмертен – яд, стрела, пущенная из-за угла – и вот уже наследники бьются за право обладать пулеметом. И просит он одного у ангелов – покинуть этот мир. И сдается мне, что не дон Рэба и не Черный Орден сделали да заказали то, что благородного дона Румату мясником и безумцем сделало – да кто ж ответит теперь. Вот только выгодно это было только ОДНОЙ стороне.

Больше не скажу – читайте да обсуждайте.

Комментарии

  • wantalawantala Администрация
    отредактировано Сентябрь 2006
    ах, какая вещь. имхо сильней и "острова", и "хищных вещей", и многого другого...
  • Black CoffeeBlack Coffee Супермодератор
    отредактировано Сентябрь 2006
    Мощща! Пожалуй, есдинственное, что я читал у Стругацких. Неоднозначная книга, но после второг опрочтения она стала приятственнее восприниматься подростковым умом. Раско - супер! Так держать!
  • wantalawantala Администрация
    отредактировано Сентябрь 2006
    статейка в тему топика:
    http://www.guelman.ru/slava/writers/strugatsky.htm

    любимая цитата из повести (подозреваю, не одного меня, а и большинства читателей и почитателей этой книги):
    — Сущность человека, — неторопливо жуя, говорил Будах, — в удивительной способности привыкать ко всему. Нет в природе ничего такого, к чему бы человек не притерпелся. Ни лошадь, ни собака, ни мышь не обладают таким свойством. Вероятно, бог, создавая человека, догадывался, на какие муки его обрекает, и дал ему огромный запас сил и терпения. Затруднительно сказать, хорошо это или плохо. Не будь у человека такого терпения и выносливости, все добрые люди давно бы уже погибли, и на свете остались бы злые и бездушные. С другой стороны привычка терпеть и приспосабливаться превращает людей в бессловесных скотов, кои ничем, кроме анатомии, от животных не отличаются и даже превосходят их в беззащитности. И каждый новый день порождает новый ужас зла и насилия…
    Румата поглядел на Киру. Она сидела напротив Будаха и слушала, не отрываясь, подперев щеку кулачком. Глаза у нее были грустные: видно, ей было очень жалко людей.
    — Вероятно, вы правы, почтенный Будах, — сказал Румата. — Но возьмите меня. Вот я — простой благородный дон (у Будаха высокий лоб пошел морщинами, глаза удивленно и весело округлились), я безмерно люблю ученых людей, это дворянство духа. И мне невдомек, почему вы, хранители и единственные обладатели высокого знания, так безнадежно пассивны? Почему вы безропотно даете себя презирать, бросать в тюрьмы, сжигать на кострах? Почему вы отрываете смысл своей жизни — добывание знаний — от практических потребностей жизни борьбы против зла?
    Будах отодвинул от себя опустевшее блюдо из‑под пирожков.
    — Вы задаете странные вопросы, дон Румата, — сказал он. — Забавно, что те же вопросы задавал мне благородный дон Гуг, постельничий нашего герцога. Вы знакомы с ним? Я так и подумал… Борьба со злом! Но что есть зло? Всякому вольно понимать это по‑своему. Для нас, ученых, зло в невежестве, но церковь учит, что невежество — благо, а все зло от знания. Для землепашца зло — налоги и засухи, а для хлеботорговца засухи — добро. Для рабов зло — это пьяный и жестокий хозяин, для ремесленника — алчный ростовщик. Так что же есть зло, против которого надо бороться, дон Румата?
    — Он грустно оглядел слушателей. — Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди, дон Румата, и таков наш мир.
    — Мир все время меняется, доктор Будах, — сказал Румата. — Мы знаем время, когда королей не было…
    — Мир не может меняться вечно, — возразил Будах, — ибо ничто не вечно, даже перемены… Мы не знаем законов совершенства, но совершенство рано или поздно достигается. Взгляните, например, как устроено наше общество. Как радует глаз эта четкая, геометрически правильная система! Внизу крестьяне и ремесленники, над ними дворянство, затем духовенство и, наконец, король. Как все продумано, какая устойчивость, какой гармонический порядок! Чему еще меняться в этом отточенном кристалле, вышедшем из рук небесного ювелира? Нет зданий прочнее пирамидальных, это вам скажет любой знающий архитектор. — Он поучающе поднял палец. — Зерно, высыпаемое из мешка, не ложится ровным слоем, но образует так называемую коническую пирамиду. Каждое зернышко цепляется за другое, стараясь не скатиться вниз. Так же и человечество. Если оно хочет быть неким целым, люди должны цепляться друг за друга, неизбежно образуя пирамиду.
    — Неужели вы серьезно считаете этот мир совершенным? — удивился Румата. — После встречи с доном Рэбой, после тюрьмы…
    — Мой молодой друг, ну конечно же! Мне многое не нравится в мире, многое я хотел бы видеть другим… Но что делать? В глазах высших сил совершенство выглядит иначе, чем в моих. Какой смысл дереву сетовать, что оно не может двигаться, хотя оно и радо было бы, наверное, бежать со всех ног от топора дровосека.
    — А что, если бы можно было изменить высшие предначертания?
    — На это способны только высшие силы…
    — Но все‑таки, представьте себе, что вы бог…
    Будах засмеялся.
    — Если бы я мог представить себя богом, я бы стал им!
    — Ну, а если бы вы имели возможность посоветовать богу?
    — У вас богатое воображение, — с удовольствием сказал Будах. — Это хорошо. Вы грамотны? Прекрасно! Я бы с удовольствием позанимался с вами…
    — Вы мне льстите… Но что же вы все‑таки посоветовали бы всемогущему? Что, по‑вашему, следовало бы сделать всемогущему, чтобы вы сказали: вот теперь мир добр и хорош?..
    Будах, одобрительно улыбаясь, откинулся на спинку кресла и сложил руки на животе. Кира жадно смотрела на него.
    — Что ж, — сказал он, — извольте. Я сказал бы всемогущему: «Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей».
    — И это все? — спросил Румата.
    — Вам кажется, что этого мало?
    Румата покачал головой.
    — Бог ответил бы вам: «Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по‑прежнему останутся нищими».
    — Я бы попросил бога оградить слабых, «Вразуми жестоких правителей», сказал бы я.
    — Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.
    Будах перестал улыбаться.
    — Накажи жестоких, — твердо сказал он, — чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.
    — Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.
    — Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.
    — И это не пойдет людям на пользу, — вздохнул Румата, — ибо когда получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.
    Не давай им всего сразу! — горячо сказал Будах. — Давай понемногу, постепенно!
    — Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.
    Будах неловко засмеялся.
    — Да, я вижу, это не так просто, — сказал он. — Я как‑то не думал раньше о таких вещах… Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, — он подался вперед, — есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!
    Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках…
    — Я мог бы сделать и это, — сказал он. — Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?
    Будах, сморщив лоб, молчал обдумывая. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:
    — Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
    — Сердце мое полно жалости, — медленно сказал Румата. — Я не могу этого сделать.
    И тут он увидел глаза Киры. Кира глядела на него с ужасом и надеждой.
  • EddieEddie дирижаблефан
    отредактировано Сентябрь 2006
    да, вещь сильная. Мир в котором правит серость, непременно поглощается тьмой.
    тут вообще раскрывается тема дискуссивная достаточно - а надо ли вообще отсталым планетам прогрессорство? не окажет ли человек медвежью услугу? да, именно тут, а не в "...острове". там все сделал мальчишка, умевший держать себя в руках. тут - озверел бог, который не имел на это права.
    Анизотропное шоссе это вообще достаточно сильная аллегория. история вспять не поворачивается.
    кстати, по поводу пустоты за незыблемой стеной - поспорю. за стеной была достаточно простая и поэтому прочная масса народа, хотя и запуганного. были аристократы вроде барона Пампы - не боящиеся никого и ничего. так был силен феодализм. Дон Рэба вообще сам в какой-то мере, в самом гнусном смысле слова - прогрессор. он продвинул мир от нормального средневекового зверства до тотального геноцида, привел к власти ультраконсервативную силу. такое на средневековой земле не проходило. разве что инквизиция, да парралели поверхностны.
  • FiddlerFiddler скрипаль
    отредактировано Сентябрь 2006
    Ниче так вещица. С пивом покатит. ПРавда уже и не помню особо о чем она, но не жалею что когда-то прочитал. Выделенная цитата то что нужно, хороша.
  • ЧеловекъЧеловекъ Неактивный
    отредактировано Сентябрь 2006
    Вот только выгодно это было только ОДНОЙ стороне
    я так понимаю Раско намекает на нечесную игру со строны землян :fingal: Объясни. Интересно
  • RasckoRascko старик Похабыч
    отредактировано Сентябрь 2006
    Землян - вряд ли. Скорее намекаю на тонкую работу Араты...

    Землянам такое в принципе было бы выгодно, но не землянам Стругацких - ситуация для них разыгрывалась выгодно, появлялась открытая возможность вывести прогрессоров открыто, повесить над полюсом Д-корабли, высадить контингент... Вот только для землян Стругацких Цель не оправдывала Средств.
  • EddieEddie дирижаблефан
    отредактировано Сентябрь 2006
    Вот только для землян Стругацких Цель не оправдывала Средств.
    вот кстати замечательно подмечена суть земной цивилизации - разборчивость в стредствах при достаточно дискутивных и спорных - принудительное вмешательство в дела иной цивилизации и смена вектора и скорости ее развития (нет, не вектора - вектор один, только скорости) - целях
  • wantalawantala Администрация
    отредактировано Сентябрь 2006
    о чём это вы?
  • EddieEddie дирижаблефан
    отредактировано Сентябрь 2006
    wantala написал:
    о чём это вы?
    конкретизируй свой вопрос пожалуйста
  • wantalawantala Администрация
    отредактировано Сентябрь 2006
    нихрена не понял последние два поста от Раско и тебя.
  • RasckoRascko старик Похабыч
    отредактировано Сентябрь 2006
    Мы рассуждаем о заказчикаъ того, что свело Румату с ума. И о причинах последующей бойни. А также о метафизической сути Арканарской резни.
  • EddieEddie дирижаблефан
    отредактировано Сентябрь 2006
    за себя скажу - я же вырвал фразу из контекста. разборчивость в средствах отнюдь не всегда означает разборчивости в целях. так вот, срествами мирными и цивилизованными, тонким резцом, а не кровавым топором, земляне делают из иных гуманоидных цивилизаций (Саракш, Гиганда, Арканар) нечто по своему образу и подобию, переделывают их и в итоге могут в стремлении к совершенству толкнуть мир в бездну.
    ЗЫ. предвидя вопрос - мальчишку Максима и его действия на Саракше я тем не менее оправдываю тем хотя бы, что забота тех же взрослых и сильных организаций - недопустить вмешательство таких максимов в дела прогрессоров. а его действия считаю единственно верными в том аспекте, что сохранять пассивность он не мог.
    а вот дон Румата и арканарская резня - прекрасная иллюстрация взаимного влияния прогрессоров и подвергающихся влиянию цивилизаций.
    ЗЗЫ. а Раско уж наверно напишет, что имел ввиду он.
    апд.: уже написалЪ
  • wantalawantala Администрация
    отредактировано Сентябрь 2006
    Короче, не прав был Румата, но неправы были собственно и те, кто его туды направил - да? Нет?
  • RasckoRascko старик Похабыч
    отредактировано Сентябрь 2006
    Все были правы, Вонтало. Просто некоторые - еще и сильнее/умнее/рассчетливей.
  • EddieEddie дирижаблефан
    отредактировано Сентябрь 2006
    совершенно верно - у каждой цивилизации свой путь. правы-неправы - сказать сложно, я бы так с плеча не рубил. вот же Гиганда та же - деятельность прогрессоров прекраитила войну.тактическая победа здравого смысла над фанатизмом. однако будет ли это на пользу цилилизации Гиганды в стратегическом плане?
    Румата - он вообще вне каегории прав/неправ, ибо есть таая вещь, как состояние аффекта, до которого его довел целый комплекс событий.
    Мое личное отношение к прогрессорству - скорее нет чем да.

    добавлено через 1 минуту
    Rascko написал:
    Все были правы, Вонтало. Просто некоторые - еще и сильнее/умнее/рассчетливей.
    а вот это уже я нифига не понял

    добавлено через 5 минут
    кроме того, прогрессорство - влияние завуалированное, подразумевающее отсутствие свободы выбора у обьекта влияния, что есть злом даже с благими намерениями - это то же, против чего боролся Максим.
    Румата кстати так и не смог интегрироватся в мир Арканара. это должны были заметить и опять же не допустить - иначе какие же это на хер, боги? вот имхо одна из основных мыслей.
  • RasckoRascko старик Похабыч
    отредактировано Сентябрь 2006
    И земляне правы, и дон Рэба прав, и Арата прав. Все правы. Только кто-то помимо правоты своей, еще и использовать ее умел.
  • EddieEddie дирижаблефан
    отредактировано Сентябрь 2006
    Rascko написал:
    И земляне правы, и дон Рэба прав, и Арата прав. Все правы. Только кто-то помимо правоты своей, еще и использовать ее умел.
    каждый обычно прав по-своему. чем прав дон Рэба? достаточно мелкая и плоская фигура, жажадавшая судя по всему только власти. Земляне, Арата горбатый, пламенный революционер - свои цели преследовали. использовать, если умеючи, необязательно надо правоту - можно и неправоту использовать, не так ли?
    а выгодна ситуация пожалуй не Рэбе и землянам точно. думаю, такой финал и был задуман Стругацкими как роковое стечение обстоятельств - не стоит именно тут искать второе дно
  • La_GoukheLa_Goukhe Неактивный
    отредактировано Май 2007
    Знаете, на всяких там *конах и форумах много флудили о всяких там ТТХ арбалета, мотивах, возможности и прочем. Собственно, вывод таков - Арата приказал убить Киру. Ему были вполне выгодны действия Руматы по убиранию верхушки Ордена в Арканаре. "И когда арканарский люд полез из всех щелей с топорами, нашлось кому его возглавить" (с)
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

MuzProsvet

@ 2016 Muzprosvet, All rights reserved.
Powered by VanillaForums, Designed by ThemeSteam