frame

Привет, незнакомец!

Похоже, вы новенький! Присоединяйтесь к нам, кликнув одну из кнопок ниже!

Войти Регистрация

Алмазная Колесница (Борис Акунин)

wantalawantala Администрация
отредактировано Ноябрь 2006 Раздел: Литературные обзоры
[CENTER]Борис Акунин - "Алмазная Колесница"

У акунина
Хриплый хохот, нож в зубах
Шальные глаза

[/CENTER]

"Алмазная Колесница" - первая вообще книга Акунина (Чхартишвили), которую я удосужился-таки прочесть. Знаете, как оно бывает: находит тоска оттого, что не получаешь очередной порции печатной мысли посредством увлекательного сюжета, и рука уже сама тянется к книжной полке. Акунина я в общем-то читать настроен не был. Я вообще скептически (в лучшем случае) отношусь к популярным, раскрученным авторам. Но тем не менее, дочитав до конца эту книгу, я с удовольствием соглашусь со следующей цитатой:

Тут не какой-то "писатель" состоялся, а целый литературный коммерческий проект.

Что бы ни писали об Акунине критики, как бы ни стонали от зависти братья-писатели, это дьявольски талантливый литератор.

Те, кто говорят, что Акунина читать "скучно", вообще ничего не говорят. Это не критерий в критике. Те, кто говорят, что Акунин - это "масскульт", всего лишь признают его читательский успех. Те, кто утверждают, что Акунина "раскручивают", а иначе, мол, "ничего бы не было", даже если и правы процентов на пятьдесят, опять же не опровергают моих слов. Его сам Сатана раскручивает? Может, он Антихрист? Смешно же.
(с) - если проследуете по ссылке дальше, найдёте коротенький, но небезинтересный отзыв.

Теперь немного о самом писателе.
Борис Акунин
[ATTACH]2247[/ATTACH]
Борис Акунин - псевдоним писателя, литературоведа и переводчика Григория Шалвовича Чхартишвили, под которым он публикует детективные произведения о сыщике Эрасте Фандорине.
Родился писатель в Грузии в 1956 году. С 1958 года живет в Москве. Закончил историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки (МГУ).
Заместитель главного редактора журнала "Иностранная литература", главный редактор 20-томной "Антологии японской литературы", председатель правления мегапроекта "Пушкинская библиотека" (Фонд Сороса).
Автор книги "Писатель и самоубийство" (М.: Новое литературное обозрение, 1999), литературно-критических статей, переводов японской, американской и английской литературы (Юкио Мисима, Кэндзи Маруяма, Ясуси Иноуэ, КорагессанБойл, Малкольм Брэдбери, Питер Устинов и др.).
Как видно, человек не просто так решил писать о Японии, в его биографии есть моменты, когда он там жил, творил переводы, то есть, читатель вполне может принять его точку зрения на Страну Восходящего солнца. Уверенно.

"Алмазная Колесница" - роман в двух частях. Действие в первом томе происходит в России в 1905 году - во время русско-японской войны, во втором томе - в Японии в 1878 году - когда главный герой одного из циклов, Эраст Петрович Фандорин, впервые в своей жизни посещает Японию в должности вице-консула. Как по мне, то вторая часть написана увлекательней, живей, интересней. Но без первой части тема "Алмазной Колесницы" будет не вполне раскрыта. Тем более, что основная загадка первой части раскрывается в конце второй. Но это я сейчас говорю о "детективной" составляющей, а хочется говорить более не о ней.

В романе очень много того, за что вообще массовый читатель, да и не только массовый, любит современную литературу:
Захватывающий сюжет. Даже не банальный, не избитый хотя бы современностью. Это раз.
Образы литературных героев. Ну, ясное дело, главный супергерой с белоснежными висками, аналитическим складом ума и внутренне неуёмными амбициями - это уже некоторый перебор. Человек практически без слабостей, страха и упрёка - такое мы уже знаем. Но приодел его автор хорошо. Наделил харизмой. Даже имя - Эраст Петрович - лично у меня вызывает симпатию. Это два.
И последнее, но не в последнюю очередь. Читая АК я ловил себя каждый раз на мысли о том, что сквозь детективные хитросплетения, увлекаясь приключениями Фандорина, в общем, читая эту книгу как любую другую из тех, что могут мне понравиться, я ловлю кроме сюжета и образов ещё и нехилый комок идей. Это три.

Особенно касается это второй части, под названьем "Между строк" (первая называется "Ловец стрекоз"). Почему? Есть опять-таки у меня для этого несколько причин. Психология и философия Востока близка мне с детства. Она для меня интересна, мудра и понятна. В отличии, кстати, от отношения к ней моей жены, которая стоит твёрдых на позициях евроцентризма (как Фандорин в самом начале повествования в "Между строк"), и которой, кстати, не слишком понравилась эта книжка, причём именно вторая часть. "Между строк" - очень "японское" произведение; это детектив, роман о любви, сага о "крадущихся" воинах-синоби (ниндзя), и чисто самурайские интриги и заморочки. Количество воспроизведенных сеппуку, вместе с остальными самоубийствами, кстати, лишь к концу книги перестаёт численно перевешивать собственно убийства. Это немало удивляет прежде всего главного героя, который высказывает мысль, что его поражает, насколько понятие Чести в Японии во многом ставится выше понятия Жизни. Особенно в самурайских кругах, естественно, но не только там.
Здесь же раскрывается смысл слова акунин, и читатель вправе отдать должное писателю, взявшему себе такой псевдоним. С акуниными, собственно, Фандорин в состоянии противоборства всё время повествования, и выходит он из противостояния - победителем. Как бы.
Ну, и самое главное. То, ради чего я вообще взялся писать обзор на эту книгу. Не знаю, не уверен, буду ли я читать ещё что-нибудь из цикла про Фандорина, не думаю, что вообще что-то из Бориса Акунина попадёт мне в руки целенаправленно. Мне кажется, что никакой другой его детективный роман не произведёт на меня того впечатления, что произвела АК. Потому что в части "Между строк" настолько много любимого мной Востока, с его таинствами, непознанными, но умопомрачительными искусствами, психологией, легендами, мистикой, что нигде в других декорациях я уже не представляю себе собственно главного героя. Пусть в остальных книгах Эраст Петрович попадает в плен к туркам, борется с эсэрами, спасает Россию от внутренних интриг и бедствий. Меня это интересует гораздо меньше, чем хотя бы идея и повествование о дзёдзютсу - искусству любви, страсти и расставания. Или о нинсо, умении читать человеческие лица, вплоть до тени убийств, уже совершённых, или тени влюблённостей, которые ещё только будут в будущем. И безусловно, человеку, ощущающему мир особым образом, и улавливающему тонкость восточной философии, будет близка идея конгодзё - "Алмазной Колесницы", - говоря утрированно - Пути познания мира через Зло; говоря чуть развёрнутей - Пути, не отрицающего Зло в противовес двум другим колесницам буддизма: Большой и Малой.

На этом заканчиваю обзор. Сюжет я пересказывать не буду - зачем лишать читателя удовольствия.

Комментарии

Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

MuzProsvet

@ 2016 Muzprosvet, All rights reserved.
Powered by VanillaForums, Designed by ThemeSteam