frame

Привет, незнакомец!

Похоже, вы новенький! Присоединяйтесь к нам, кликнув одну из кнопок ниже!

Войти Регистрация

Empire V (Виктор Пелевин)

RasckoRascko старик Похабыч
отредактировано Январь 2008 Раздел: Литературные обзоры
Начнем от печки — впрочем, если кто-то подумает, что там этому произведению и место, он несколько ошибется. Очередная книжица товарища Пелевина ввергла меня в спорные чувства, которыми грешно было бы не поделиться с окружающими. Паралельно с этим попробуем “ковырнуть” поглубже — и узреть весь углубин морального и литературного изменения автора.

Ну, во-первых, рассмотрим то, что принято рассматривать в конце, а именно язык произведения, его плоть и кости. Несомненным плюсом тут можно назвать то, что любимейшую свою “игру в слова”, затеи вокруг “неправильных переводов”, разбиваний слов на составные части и прочих детских забав, навроде широкоизвестного “Пар костей не ламент”, тут есть, правда, в несколько концентрированном относительно всего текста, виде. Язык Пелевина по-прежнему легок, не перегружен и читается одним потоком. Впрочем, относительно некосноязычно выражаться научилось уже процентов 90 литераторов, пишущих на понятных мне языках.

А вот в негатив лично я записал бы попытки внедрить в текст некоторые элементы “олбанского”, которые так выделяла и живописала (и ссала кипятком вокруг которых) вся сонмища оффлайновой литпрессы. Проблемой тут есть всего лишь два момента — автор с подобными лексемами обращаться, очевидно, не умеет, да и на момент выхода книги вся эта радость воспринималась уже слегка моветонно и пыльно — заезжеными цитатами про Бобруйск и прочее сейчас могут удивить только газеты этого самого Бобруйска, а с учетом того, что на фоне явной литературности всего основного языка книги, эти лексемы выделяются, как яркие заплатки — выглядит все вообще жутковато.

Вторым “спорным” моментом я бы назвал явное “торможение” книги относительно реалий. Если уже те же “Числа” выглядели несколько архаичными, с всеми этими “Гелендвагенами” и “периодом первичного накопления”, а “Священная Книга Оборотня” и подавно спасалась только выносом действия за пределы Mother Russia, то здесь “задержка от актуального” становится заметной и на ее фоне выпирает тот грустный факт, что написать Вневременную Штуку у Пелевина не вышло. Слишком крепко он зацепился за идею использования локальных зацепочек, дающих почувствовать книжку вокруг себя, да вот только срок жизни таких зацепок очень уж мизерный — чтобы ими пользоваться, надо писать роман максимум за пару месяцев, потому что уже через год они станут неактуальными, через три — будут сданы в утиль, а через пять — позабыты всеми, кроме копальщиков верхнего слоя истории.

Ну, и главной бедой я бы назвал огромное количество самоцитирования. Никогда бы не подумал, что книга Пелевина может настолько состоять из книг Пелевина. Бесспорно, по части использования махровых штампов в российской литературе — равных ему нет, но вот беда — будучи разобранным на подобные штампы, самоцитирование должно быть противопоказано, ведь процентов 50 людей, берущих в руку “Эмпайр”, наверняка читали хоть ЧТО-ТО из прошлых книг. И ментальный маркер скажет, на любимом олбанском, “Боян, человече, и даже не Ширяев, а просто боян”.

В целом, лично у меня сложилось впечатление, что книга шла Пелевину ... тут все замерли в ожидании слова “тяжело”, нет, не то, чтобы тяжело, а просто как-то “ненужно”. Если вся прочая “Крупная Форма” создавала впечатление именно крупной формы, даже не будучи крупной по объему, то эта книга создает впечатление большой халтуры, которую писали “от нечего делать”, по странице за вечер. Она, несмотря на всю свою мистичность, очень реалистична в манере изложения, в ней нет какой-то дурацкой феерии и странице на 200-ой задумываешься — а зачем настолько растягивать-то? Ближе к концу начинает проявляться динамика, но ее появление предугадывается, а сама концовка хоть и неожиданна, но при этом — скомкана. А это уже первый звоночек к Дэус Экс Машине, столь нелюбимой мной у очень многих авторов.

Резюмируя — читать можно. Надеяться на новое откровение — нет. Начинать знакомиться с автором с этого опуса — ни в коем случае.

Оценка - 5/10

Комментарии

  • FilarethFilareth Прямая связь с Космосом
    отредактировано Январь 2008
    Когда-то Пелевиным зачитывалась передовая филологическая профессура, воспевая гимны "Омон Ра" и "Чапаю" - и было, за что, никто и не спорит. Чувство стиля, вкус автора и его чисто пост-модернисткое умение спекулировать на философских темах и мистицизме делали его Явлением с большой буквы не только в русской, но и вообще в мировой литературе.

    Параллельно с профессурой на Пелевина активно поддрачивали товарищи, пафосно мнящие себя представителями "контркультуры" и кучкующися вокруг сайтов типа "неолит" или "литпром". И вот начиная с "Поколения П" Пелевин потихоньку начал скатываться до уровня среднего КК-шника. Не знаю, может, так и задумано? Типа такой апофеоз постмодерна - поменяться местами со "средой". :)

    Однако, мне, как ярому поклоннику Пелевина образца 1992-97 г.г. было откровенно скучно читать и "Поколение", и "ДППиНвН", а "Оборотня" я вообще так и не осилил.

    Прикуплю эту "Империю", да поставлю на полку. Лет через 20 почитаю - мож посмеюсь, не знаю. :) Сейчас же, учитывая уже давно наметившуюся нелицеприятную тенденцию в пелевинской писанине препарировать самого себя, составлять собственное впечатление об этой книге откровенно лень.
  • BodyaBodya Неактивный
    отредактировано Январь 2008
    К большому сожалению Пелевин из писателя, который "впереди планеты всей", превращается (или пытается превратиться) в писателя злободневного. Многие люди, у которых его книги долго были "книгами №1", по инерции продолжают выуживать новые гениальные идеи из его произведений (другое дело что многие испытывают недовольство от того, что идей этих становиться все меньше и меньше).
    Налицо признаки наступающего (или наступившего) кризиса.

    2 Филарет: Особенно понравилось про апофеоз постмодерна.
  • RasckoRascko старик Похабыч
    отредактировано Январь 2008
    превращается (или пытается превратиться) в писателя злободневного.
    Так вот в том-то и беда, что пытается, а время не ждет...
  • BodyaBodya Неактивный
    отредактировано Январь 2008
    Есть вероятность того, что в далеком будуйщем Пелевин приобретет сомнительную славу "писателя-баяниста".:venus:
  • Володимир КузнєцовВолодимир Кузнєцов Почётный пользователь
    отредактировано Январь 2008
    Много самоплагиата - да.
    Неудачная попытка сделать мгновенное фото мира вокруг - тоже да.
    Поддался заезженной тематике (ну достали уже эти вампиры, спасу нет!) - снова да.
    Языками не владехи - присутствует и не только касаемо олбанского.
    Все вы правильно сказали.

    Но читается за один вечер, буквально залпом. Потому книгу отнесем в разряд "скорее хороших, чем плохих". Что же касается шедевральности ранних произведений - вопрос довольно спорный. Самоповторы у него всегда были. Если не на уровне сюжетных решений то на уровне идей и гипотез - стопроцентов.
  • RasckoRascko старик Похабыч
    отредактировано Январь 2008
    Но читается за один вечер, буквально залпом.
    Для меня это тяжелый критерий... Я очень много книг читаю "за один вечер", и на общую оценку это влияет мало. Книга, читающаяся медленно - тоже не беда, за исключением совершенно клинических случаев.
  • FilarethFilareth Прямая связь с Космосом
    отредактировано Январь 2008
    Самоповторы у него всегда были. Если не на уровне сюжетных решений то на уровне идей и гипотез - стопроцентов.
    Да ну нафиг. Володь, тогда в принципе и всего Достоевского можно обвинить в самоповторах на уровне "идей и гипотез". А ранний Пелевин как раз отличался самобытностью, вплоть до "Чапая" или даже "Поколения".

    Нет, с Пелевиным сейчас творится нечто другое. Дело даже не в самоповторах, а в утрате этой самой самобытности. Я больше чем уверен, что "Империя" не отличима от, скажем, Романа Радченко или даже произвольного более или менее популярного автора "неолита". То ли замысел такой - то ли и вправду исписался. ХЗ.
  • VehrmachtVehrmacht Старожил
    отредактировано Январь 2008
    У меня все проще в отношении к Пелевину - я б его просто расстрелял, дабы другим неповадно было. Прилюдно. На стадионе. При массовом стечении народа. Но перед ним бы расстрелял (в качестве некоего интро) Спасителя Всея Руси И Жидовской Морды Икону Солженицына.
    Почему - а просто я к ним предвзято отношусь, благо первое окололитературное образование позволяет мне судить пейсателей по их творчеству с точки зрения вышеупомянутого образования.
    Подробнее писать не буду, нет желания...
  • FilarethFilareth Прямая связь с Космосом
    отредактировано Январь 2008
    Хехехе. "Массовое стечение народа" при расстреле Пелевина - это что-то из области фантастики. Причем, пелевинской же фантастики.
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

MuzProsvet

@ 2016 Muzprosvet, All rights reserved.
Powered by VanillaForums, Designed by ThemeSteam