frame

Привет, незнакомец!

Похоже, вы новенький! Присоединяйтесь к нам, кликнув одну из кнопок ниже!

Войти Регистрация

ANTHONY BRAXTON

blockblock дитя прогрока
отредактировано Март 2011 Раздел: Имена
Я не могу определить место своему творчеству
в категориях современной истории музыки.

:cranky:


Мульти-инструменталист, композитор и музыкальный теоретик Энтони Брэкстон родился 4 июня 1945 г. в Чикаго, штат Иллинойс, США.

Брэкстон начал обучаться игре на кларнете ещё в средней школе. После школы он поступил в Расвелтский университет, где слушал лекции по философии и композиции. Уже тогда проявился его интерес не только к джазу, но и к академической, особенно авангардной музыке. По окончании первого семестра его призвали в армию. Брэкстон попал в Корею в качестве музыканта военного оркестра. В армии он освоил альт-саксофон и познакомился с Роско Митчеллом. В 1966 году Брэкстон демобилизовался и возвратился в Чикаго.

Брэкстон сразу же вступил в "Ассоциацию поддержки творческих музыкантов" (AACM). В ассоциацию тогда входили пять человек: пианист Мухэл Ричард Абрамс, саксофонисты Роско Митчелл и Джозеф Джармен, трубач Лео Смит и скрипач Лерой Дженкинс. Под словом "творческий" понималось определённое направление в авангардном джазе, которое журналисты окрестили как "хорошо организованный фри". В настоящий момент ассоциация насчитывает более 60 чернокожих музыкантов из Чикаго, играющих авангард. Члены AACM активно сотрудничают с представителями других джазовых школ и направлений.

В 1967 году Брэкстон собрал трио The Creative Construction Company, в состав которого вошли Лерой Дженкинс и Лео Смит. Чтобы понять, в чём заключалось новаторство чикагской школы, необходимо рассмотреть ситуацию, сложившуюся в джазе. Ключевыми фигурами свободного джаза того времени были нью-йоркские музыканты - Джон Колтрейн, Орнет Коулмен и Альберт Эйлер. Для нью-йоркского джаза было характерно тяготение к мистицизму, ритуальности и гимновости. Что касается музыкальной формы, то фри-джаз тех лет оставался в рамках бопа либо модального джаза. Привычными были ритм-секция из баса и ударных плюс несколько духовых инструментов. Эксперименты с более радикальными формами коллективной импровизации и максимальной независимостью всех без исключения инструментов были редкими явлениями. Такие записи, как Free Jazz Орнета Коулмена и Ascension Джона Колтрейна, не получили продолжения даже у своих авторов.

В композиции свободный джаз даже сделал шаг назад относительно эпохи свинга. Музыканты диксиленда вели коллективную импровизацию на основе простых тем. Именно тема была организующим фактором, ограничивающим действия исполнителей. В свинговых оркестрах игрались заранее написанные аранжировки, в которых предусматривались эпизоды сольной импровизации, опирающиеся на гармоническую сетку. Боперы предельно усложнили гармонические последовательности, доведя мастерство импровизации до невероятной сложности. Однако неизменным правилом была смена аккордов, что обеспечивало целостность музыкальному произведению. Музыканты фри-джаза попытались совместить методы коллективной и сольной импровизации, освободившись при этом от всех формообразующих принципов. В таком подходе изначально отсутствовал потенциал для дальнейшего развития.

В 1968 году на лейбле Delmark вышли первые альбомы Энтони Брэкстона - For Alto Saxophone и Three Compositions Of New Jazz. Первый представлял сольную игру Брэкстона на альт-саксофоне, второй - музыкантов The Creative Construction Company. Обращает внимание отсутствие методов, характерных для свободного джаза тех лет. В Three Compositions Of New Jazz саксофон, труба и скрипка занимают независимые музыкальные пространства, не пересекаясь друг с другом.
image
Брэкстон применил довольно странное обозначение своих композиций, ставшее одной из его характерных черт. Названия вроде "Восход солнца" или "Брэкстон-блюз" его не привлекли, и он придумал свою систему. Название каждой композиции состоит из трёх компонентов: текстового, с порядковым номером ("Композиция №34"); кодированного (цифры, буквы, знаки препинания); и графической части в виде диаграммы.
Кодированная часть представляет формулу, в которой содержится система взаимоотношений и совокупность музыкальных альтернатив. Для кодирования используются самые различные методы: от нумерологии до астрологии.
В графических заголовках Брэкстон пытается в виде диаграмм показать композиционный образ пьесы, её развитие со всеми возможными вариациями. Сам он утверждает, что музыка представляется ему именно в форме диаграмм.

Anthony BraxtonПервые работы Брэкстона произвели впечатление только в узком кругу ценителей экспериментальной музыки. О коммерческом успехе не могло быть и речи. Он покинул США и переехал в Париж. Там он познакомился с Дэйвом Холландом и Чиком Кориа. В то время они имели больший авторитет, чем Брэкстон, благодаря работе с Майлсом Дэвисом.
Вскоре Брэкстон и Кориа получили предложение от широко известного в то время саксофониста Мариона Брауна участвовать в записи своего альбома на ECM Records.
Позже, при участии Холланда и барабанщика Барри Альтшула сложилась группа Circle. В 1971 году на ЕСМ вышел их альбом Paris Concert. Чик Кориа, недовольный отсутствием ангажементов, покинул группу, решив заняться джаз-роком. Его место в группе занял исполнитель на деревянных духовых, прекрасный импровизатор Сэм Риверс. В этом составе был записан альбом Дэйва Холланда Conference Of The Birds. Этот диск и сейчас входит в десятку самых удачных фри-джазовых работ. На этом сотрудничество Айхера и Брэкстона прекратилось. Он вернулся в Нью-Йорк, где зарабатывал на жизнь игрой в шахматы. Тогда кумирами для него были Бобби Фишер и Борис Спасский.

В 1974 продюсер лейбла Arista Майкл Каскуна заключил контракт с Брэкстоном. Брэкстон собрал квартет, в который помимо Холланда и Альтшула вошёл британский трубач Кенни Вилер. Записи, сделанные на Arista, принесли Брэкстону известность, закрепили особенности его композиционной и импровизационной техники. Квартет много записывался и выступал с гастролями. Иногда место Вилера занимал тромбонист Джордж Льюис.

Параллельно с квартетом Брэкстон продолжал записывать сольные альбомы. Среди его камерных проектов представляет интерес серия дуэтов с американским клавишником Ричардом Тейтельбомом, который входил в состав группы MEV (итал. Musica Electronica Viva) - первого в истории ансамбля live electronics. Не остались без внимания и большие формы - Брэкстон регулярно собирал оркестр Creative Orchestra. В оркестре кроме него самого могли одновременно играть такие разные по эстетике и стилистике музыканты, как Джон Фэддис и Лео Смит. В то же время им были написаны монументальные сочинения, в которых Брэкстон выступил исключительно как композитор. Среди них Composition No.82 для четырёх оркестров.

Его активность и работоспособность были просто поразительны, а круг интересов не ограничивался каким-либо одним направлением.
В Европе тех лет для авангардного джаза сложилась довольно благоприятная среда. На всплеске леворадикальных идей свободный джаз стал чем-то вроде музыкального выражения позиции европейских поклонников перманентной революции. Компании звукозаписи, ориентированные исключительно на свободную музыку, росли как грибы.

Anthony BraxtonДела Брэкстона пошли в гору. В Европе он получил широкую известность и солидную поддержку. Конечно, авангардный джаз никогда не получал признания, сопоставимого с более доступными жанрами. Поэтому успех и признание следует понимать, прежде всего, как приобретение относительной материальной независимости.

В начале 80-х контракт с фирмой Arista закончился. Деятельность Брэкстона переместилась в Европу. В этот период сложился состав его нового квартета, который считается наиболее удачным его камерным составом. В него вошли пианистка Мэрилин Криспелл, контрабасист Марк Дрессер и барабанщик Джерри Хемингуэй. В этом проекте ярко проявился используемый им метод - композиционная импровизация. Каждому участнику даётся отдельная тема, в рамках которой он может импровизировать, а в качестве связующего элемента служит любой параметр - темп, регистр и т.п. Помимо этого квартета Брэкстон обратился к джазовой классике. Вышли альбомы, посвящённые классикам джаза - Телониусу Монку и Ленни Тристано. В этих записях Брэкстон предстал с неожиданной стороны, как музыкант, овладевший не только всеми известными приёмами авангардной техники, но и как виртуоз, исполняющий традиционный джаз. На этих альбомах с ним играли пионеры бопа Макс Роуч и Хэнк Джонс.

Параллельно Брэкстон занялся педагогической деятельностью. С 1985 года он преподавал в Миллсовском колледже, Калифорния, а затем получил приглашение в Веслианский университет, Коннектикут. В нём он читал лекции по хронологии афро-американской и европейской музыки.

Применяемые Брэкстоном приёмы додекафонной (двенадцатитоновой) и серийной техники были разработаны в Австрии Арнольдом Шёнбергом и, независимо от него, в США Чарлзом Айвзом, а детализированы и дополнены Карлхайнцем Штокхаузеном и целым рядом других композиторов. Следует отметить, что в работах Брэкстона технические приёмы авангардной академической музыки своеобразно переработаны и могут быть адекватно поняты только исходя из разработанной им лично системы понятий и терминов. Вот наиболее важные из них:

* House Of The Rectangle - прямоугольник. Отражает чётко определяемые аспекты - состояния;
* House Of The Circle - окружность. Отражает процесс, ассоциируемый со свободной импровизацией, длящейся во времени;
* House Of The Triangle - треугольник. Отражает синтез двух первых. Понимается как динамическая модель всех возможных состояний и процессов между ними;
* House Of One - один из 12 музыкальных компонентов (музыкальных языков в терминологии Брэкстона) - длинный тон.


Наиболее полное изложение своей концепции вместе с комментариями к своим композициям Брэкстон изложил в пятитомной книге "Composition Notes A-E".

Anthony Braxton. © Bayerisches Jazzinstitut 2000В 90-х годах фонд Макартура присудил Брэкстону премию в размере трёхсот тысяч долларов. На эти деньги он учредил свой фонд и организовал компанию звукозаписи Braxton House. Получив финансовую независимость, Брэкстон начал самый одиозный свой проект - оперу Trillium. Опера представляет собой цикл из 32-36 актов. Последовательность исполнения актов не фиксирована, исполнять их можно в любом порядке. Здесь применяется алеаторика - метод музыкальной композиции, предполагающий мобильность, незакреплённость музыкального текста. Контролируемая алеаторика был сформулирована Витольдом Лютославским. Он предложил для избежания звукового хаоса предусматривать все варианты исполнения, отвечающие замыслу. Брэкстон следует именно этой методике.

В оперном цикле Trillium каждая опера задаёт три магистральных способа реализации. Для пояснения общей концепции автор сравнил цикл с фрагментом карты автомобильных дорог. Каждый акт сопоставим с определённым маршрутом. Каждый маршрут имеет конечный набор вариантов, в свою очередь количество самих маршрутов ограничено количеством актов. Таким образом, для однозначного воспроизведения фрагмента последовательность нанесения маршрутов не имеет значения. Основа для понимания замысла в целом лежит в разработанной Брэкстоном философской системе трёх аксиом Tri-axium. Опера написана для симфонического оркестра и 12 вокалистов. Каждый вокалист связан с музыкантом-импровизатором и балериной - они импровизируют исходя из внутренней логики авторской системы, в контексте которой звук, цвет, движение и знак являются фиксируемыми параметрами. Для музыкантов-импровизаторов и балерин знание системы Tri-axium обязательно, а оркестр исполняет музыку по заранее написанной партитуре. В настоящий момент на лейбле Braxton House записан Trillium R из 4-х CD.

Сегодня Энтони Брэкстону далеко за 50. Количество записанных альбомов давно перевалило за сотню, и среди них нет ни одного, где бы он изменил своим музыкальным принципам. В трудные периоды музыкант предпочитал зарабатывать на жизнь чем угодно, только не исполнением коммерческой музыки, хотя при его способностях сделать это было не сложно. В начале 3-го тысячелетия Брэкстон полон творческих планов и считает, что он сделал намного меньше, чем планировал. Благодаря творческой бескомпромиссности, таланту и трудолюбию он по праву занимает одно из ведущих мест в современном джазовом авангарде.

image image image

всё чесно снято в ноль с рускоязычного ЕСМовског сайта на народерю :boyan: :degenerat:

дискография

Комментарии

  • wantalawantala Администрация
    отредактировано Июнь 2006
    ох ты йё. он у меня есть, надо слушадь :idea:
  • blockblock дитя прогрока
    отредактировано Июнь 2006
    предпочтительно слушать работы 80-90-х и если повезёт то в новом тысячилетии :idea:
  • Black CoffeeBlack Coffee Супермодератор
    отредактировано Июнь 2006
    Предпочтительно было бы сказать, где их можно взять...
  • wantalawantala Администрация
    отредактировано Июнь 2006
    вроде бы как раз повезёт :fan:
  • blockblock дитя прогрока
    отредактировано Июнь 2006
    Всмысле? Да ты ахуел, я сам не слышал у него ничего в 200х годах.
  • wantalawantala Администрация
    отредактировано Июнь 2006
    не, ну НЕ НАСТОЛЬКО :degenerat:
  • wantalawantala Администрация
    отредактировано Июнь 2006
    прогнал я :dn:
    у меня только 84-й год :vis:
  • EquimanthornEquimanthorn NO BRAIN NO PAIN
    отредактировано Ноябрь 2006
    Взял все, что было у Ванталы. Прослушал квартет 84го года, что могу сказать? Бомбовый авантджаз, довольно таки мудреный и насыщенный, ассоциации возникают почему-то больше всего с РИО и с разными слышанными до этого саксофонистами. Сразу пришло в голову: "камерный джаз". Совершенно нестандартная перкуссия и ударные, безумный альт и сопрано саксофон, слепующий бас, виртуозный клавишник. Ко всему этому еще и отличный звук. Слушается очень хорошо, не отпускает ни на секунду, почти 40 минут насыщенного джаза, куча идей (прикольно как в первой композиции основа строится на фоно, обыгрывающем до мажорную гамму, а под это дело постепенно следуют навороты на остальных инструментах, так что начинающаяся стандартно тема получает обалденное развитие).

    Вантала, послушай обязательно как-нибудь.
  • wantalawantala Администрация
    отредактировано Ноябрь 2006
    та я как-то вникал (т.е. пробовал вникнуть :degenerat:), но покашо не осиливаю :fingal:
  • RasckoRascko старик Похабыч
    отредактировано Ноябрь 2006
    А єто к Анбрейк Май Харт какое-то отношщение имеет?
  • blockblock дитя прогрока
    отредактировано Ноябрь 2006
    Если речь идёт об 5 композишионс, то там не клавишник а клавишница. Очень интересная тётка которая к сожалению в последнее время кажется бесповоротно ударилась в современный замогильно отмороженный ECM. В лив журнале даунтаун музике есть отличные с ней фотоотчоти из Ню Йорка.

    ps послушал недавно раннего Брекстона сольно на дудке:budo: это какая токатастрофа. какое то ужасное самобичевание и непомерное мозгоёбство. по одному треку раз в 3 дня не больше. а то можна разлюбить в край такого замечательного артиста.

    Я кстате кажись Вантале давал еще и концртник Брекстона 93 года. Двойно? нет Вантала? в добрых традициях квартета, собственно не счиатя басиста тем же составом.
  • EquimanthornEquimanthorn NO BRAIN NO PAIN
    отредактировано Ноябрь 2006
    Есть и концертник, но до него еще не добрался.

    Поискал в муле работы Брекстона - вагон и тележка всякого стаффа, в том числе какой-то Circle, где отметился и Chick Corea.
  • blockblock дитя прогрока
    отредактировано Ноябрь 2006
    И Корея и еще другая звезда ЕСМ-а Дейв Холланд. Хороший олдскул может фри а может авангард джаз, но альбом не совсем Брекстоновский. Скорее для тех кто хочет узнать что фриджазз это не только одноимённая пластинка Орнета Колмана. :chikovski:
  • EquimanthornEquimanthorn NO BRAIN NO PAIN
    отредактировано Ноябрь 2006
    block написал:
    Скорее для тех кто хочет узнать что фриджазз это не только одноимённая пластинка Орнета Колмана. :chikovski:
    :shuffle:
  • cactusoffcactusoff Заглянувший
    отредактировано Май 2008
    Если вы можете качать с рапиды, то очень много Брекстона ( после 2000 года) на этом блоге: http://inconstantsol.blogspot.com/
  • ChiefChief индеец
    отредактировано Март 2011
    бампану ка я годный тред :idea:
    http://phantasytour.com/bands/1/topics/2523408/posts?page=1
    качаем :eat:
  • ChiefChief индеец
    отредактировано Март 2011
    щяс вот закончил слушать
    1968 - For Alto
    [ATTACH]15885[/ATTACH] [ATTACH]15886[/ATTACH]
    соло музыцирование как и указано на альт саксофоне
    уж на что я люблю фрее джаз, но здесь...
    ох и тяжело - дослушал через силу, всё таки 1 час и 13 минут полной абстракции, к тому же играет как-то тормознуто, кусками , рывками. Аж голова разболелась.
    Рекомендую :crazy:
  • Black CoffeeBlack Coffee Супермодератор
    отредактировано Март 2011
    Шеф, опять скрутило? Говнопопс форсим унылый? :dezl: Про Бони Нем забыли совсем?
  • ChiefChief индеец
    отредактировано Март 2011
    Евгений, по-моему ты промахнулся топиком.
  • Black CoffeeBlack Coffee Супермодератор
    отредактировано Март 2011
    :bemz: чьорд ТАКИ ДА!!!! :doctor::block:
  • ChiefChief индеец
    отредактировано Март 2011
    :lol:
    ЧК это ЧК - сам же спасибил пасту блочка.
    Но скорее всего даже и первый абзац не прочитал - чисто на глазок - много и выглядит солидно - значит заслужил спасибу.
    Анбрейк май хаааарт... :aaa2: :lol:
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

MuzProsvet

@ 2016 Muzprosvet, All rights reserved.
Powered by VanillaForums, Designed by ThemeSteam